- Утилизационный сбор на автомобили для юридических и физических лиц: метод начисления, способ оплаты
- Утилизационный сбор на автомобили
- Зачем утилизировать
- Краткая история сбора в России
- Юридические лица
- Легковой транспорт
- Прочий транспорт
- Физические лица
- Где можно оплатить сбор
- Утилизационный сбор на автомобили 2021
- Утилизационный сбор что это?
- Кто должен платить утилизационный сбор?
- Кто освобождается от утилизационного сбора?
- По каким транспортным средствам нужно платить утильсбор
- На легковые автомобили
- На грузовые автомобили
- На спецтехнику
- На прицепы и полуприцепы
- На автобусы
- На мотоциклы
- Порядок уплаты утилизационного сбора
- Штрафы за неуплату сбора
- Возможное возвращение утилизационного сбора
- Утилизационный сбор с автомобилей – для чего нужен, как рассчитывается, и при чем здесь утилизация?
- Кто платит сбор и в каких размерах
- Как он влияет на цены
- Какое отношение он имеет к утилизации
- Расчет размера утилизационного сбора по коэффициентам для физических и юридических лиц
- Увеличение утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2021 года
- Что будет со стоимостью автомобилей после индексации утилизационного сбора?
- Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть?
- На какие категории транспорта распространяется утилизационный сбор?
- Как рассчитать размер сбора?
- Когда и кому нужно платить?
- Кто освобождается от уплаты?
- Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2021 в рублях
- Необходимые документы
- Где можно оплатить?
- Где ставится отметка об оплате?
- Возврат утилизационного сбора
- Штраф за неуплату сбора
Утилизационный сбор на автомобили для юридических и физических лиц: метод начисления, способ оплаты
Автомобиль, как предмет купли-продажи, всегда был и остаётся надёжным источником доходов для всех звеньев коммерческой цепочки, будь то производитель, дилер или предприимчивый автовладелец.
Продукция отечественного автопрома, мягко говоря, не соответствует запросам потребителей 21 века. Большинство автовладельцев предпочитает авто импортного производства. Но это удовольствие не из дешёвых. Помимо стоимости самого автомобиля приходится дополнительно раскошелиться, оплачивая разнообразные платежи при ввозе авто, в том числе и утилизационный сбор, о котором пойдёт речь ниже.
Утилизационный сбор на автомобили
При импорте автомобиля к желающим обогатиться прибавляется ещё как минимум два звена — импортёр и государство в лице таможенной службы. Последний дуэт становится всё более изобретательным, постоянно придумывая новые виды платежей и сборов.
Одним из новшеств последних трёх лет стал утилизационный сбор на авто. В мировой практике этот вид сбора существует относительно недавно.
В идеале это платёж, который закладывается производителями в стоимость реализации автомобиля, а потом отчисляется в соответствующие инстанции, которые на исходе жизненного пути «железного коня» используют полученные средства по целевому назначению. Менее привлекательный вариант — оплата непосредственно за факт утилизации предприятию, этим занимающемуся.
Процесс утилизации ответственный и дорогостоящий: из автомобиля должны быть сняты все враждебные окружающей среде детали, слиты опасные жидкости, после чего оставшиеся части обрабатывают при помощи пресса и шредера. Получается сырьё пригодное для повторного индустриального использования; всё, что не может быть подвергнуто вторичной переработке, подлежит сжиганию и захоронению.
Зачем утилизировать
Программа обязательной утилизации старых автомобилей призвана:
- Экономить природные ресурсы (железная руда, сталь, известняк) посредством повторного использования полученного металлического сырья;
- Улучшить состояние окружающей среды за счёт стимулирования обновления автопарка и соответственно уменьшения вредных выбросов в атмосферу.
Краткая история сбора в России
Предмет обсуждения был введён 1 сентября 2012 г. цель сбора — компенсация потерь государства от уменьшения ввозных пошлины на импортные авто, а также стимулирование отечественного автопроизводителя.
Хотя с 2014 года утилизационный сбор начал взиматься и с российских предприятий-производителей, тем не менее спрос на произведенные в России авто стимулировался государством за счет дотаций физическим лицам в рамках программы «trade-in», суть которой можно описать как “утилизируй старый автомобиль – получи скидку на покупку нового».
В 2012-2014 гг. соглашаясь на утилизацию авто посредством уплаты соответствующего сбора, россияне получали бонус (от 50 000 руб.) на новый автомобиль отечественного производства.
Необходимость уплаты утилизационного сбора российскими производителями вызвала волну негодования, и уже неоднократно Государственной Думой России обсуждался предмет отмены последнего, поэтому вопрос для отечественных производителей до сих пор остается открытым.
Программа для физлиц снова возобновлена в 2015 году, дальнейшая её судьба будет зависеть от ближайших результатов.
Юридические лица
Единственной постоянной величиной в утилизационной эволюции последних лет является утилизационный сбор, взимаемый с юридических лиц-импортёров. Для отечественных производителей и ряда дилеров ставки налога пока идентичны, но их ближайшее будущее под большим вопросом.
Алгоритм расчёта утилизационного сбора довольно простой: есть базовая ставка (БС), фиксированная в рублях величина, которая умножается на коэффициент (К), зависящий от объёма двигателя (или массы) и возраста авто.
Легковой транспорт
Вычисляем ставку сбора для легковых авто. Для автомобилей этого класса БС составляет 20 000 руб. и при расчёте платежей умножается на следующий коэффициент:
Не более 1000 см3 | К = 0,86 | К = 5,3 |
1000 см3 — 2000 см3 | К = 1,34 | К = 8,26 |
2000 см3 — 3000 см3 | К = 2,56 | К = 16,12 |
3000 см3 — 3500 см3 | К = 3,47 | К = 28,5 |
3500 см3 и более | К = 5,5 | К = 35,01 |
Ставка утилизационного сбора для «физиков» традиционно ниже, чем для юрлиц.
Отдельно указаны коэффициенты для электромобилей: 0,86 и 5,3 для новых авто и авто старше 3х лет соответственно.
УС=20000*К
Прочий транспорт
Для грузового автомобиля и автобуса БС составляет 150000 руб.
Коэффициенты для автобусов:
2500 см3 — 5000 см3 | К = 1,2 | К = 3 |
5000 см3 — 10000 см3 | К = 1,6 | К = 4,4 |
10000 см3 и более | К = 2 | К = 5,2 |
Коэффициенты для грузовых авто вычисляются исходя из возраста и массы авто, а не объёма двигателя, и составляют:
2,5 тонны — 3,5 тонны | К = 0,8 | К = 1,25 |
3,5 тонны — 5 тонн | К = 1 | К = 1,6 |
5 тонн — 8 тонн | К = 1,1 | К = 4,56 |
Для спецтранспорта и крупногабаритного транспорта установлены отдельные коэффициенты.
Физические лица
Этот платёж для физлиц на самостоятельно завозимый легковой автомобиль значительно меньше, чем для юридических лиц и составляет 2000 руб. на автомобиль возрастом до 3 лет, и 3000 руб. на автомобиль старше 3-х лет.
https://www.youtube.com/watch?v=R-IEd5ReWOc
Кроме того, процедура оплаты сбора более демократична, чем для юр. лиц, так как неуплата УС не является причиной отказа для ввоза авто.
Однако, сделать платёж придётся, так как без соответствующей отметки об оплате сбора в ПТС счастливый владелец не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.
Если человек покупает автомобиль на территории РФ, то нужно проверить наличие соответствующей отметки в графе «Особые отметки» ПТС автомобиля, выданного после 31 августа 2012 г.
В большинстве случаев такая отметка уже должна быть поставлена импортёром, производителем, дилером или предыдущим владельцем.
Если отметки нет, то есть два варианта: либо отказаться от сделки, либо оплатить УС самостоятельно.
В каких случаях платить утилизационный сбор не нужно:
- ПТС выдан до 31 августа 2012 г.;
- вы владелец ретро-автомобиля старше 30 лет;
- вы участник госпрограммы по переселению или беженец;
- вы являетесь членом/сотрудником дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, а также родственником одного из членов этих организаций.
Для трёх последних случаев в ПТС следует поставить отметку об освобождении от уплаты сбора, за соответствующими инструкциями следует обратиться с ГИБДД.
Если к перечисленным пунктам вы не имеете отношения, а ПТС без отметки, то придётся сбор заплатить.
Рассмотрим возможности приобретения авто за границей в кредит. Может ли быть предметом лизинга автомобиль, если — да, то на каких условиях.
Информация о том, как происходит растаможка авто из Белоруссии вот здесь. Узнайте о возможности беспошлинной растаможки автомобилей.
Где можно оплатить сбор
Оплатить сбор можно в любом банке в российских рублях на счёт Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации.
Рассчитать сумму платежей должен сам плательщик, но проверять её будет таможенный орган, который в итоге поставит в паспорт автомобиля отметку. Взять чистые бланки и платёжные реквизиты можно там же, на таможне.
После уплаты нужно вернуться за желанной отметкой и предъявить следующие документы:
- Заполненную форму расчёта утилизационного сбора;
- Копии товаросопроводительных документов;
- Копии технической документации – одобрения ТС и свидетельства безопасности, и (или) заключений экспертиз;
- Платежку из банка, подтверждающую перевод средств.
На таможне проверят поступление средств, сверят все данные и выдадут приходный ордер.
Расчёт утилизационного сбора — обязанность плательщика.
Если вы неправильно рассчитали платежи, то для получения отметки недостающую сумму придётся доплатить; если переплатили – отметку поставят, а лишние деньги будут возвращены в течение 30 дней на ваш счёт, вам нужно лишь будет написать соответствующее заявление.
На сайте utilsbor.ru находится калькулятор утилизационного сбора, воспользуйтесь им, чтобы не допустить ошибок в расчётах.
В случае если отсутствие отметки в техпаспорте автомобиля не связано с недавним его импортом, то процедура будет такая же, но начать её нужно с обращение в ГИБДД.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспорт».
Источник: https://vedinform.com/customs/auto/utilizatsionnyj-sbor.html
Утилизационный сбор на автомобили 2021
Сбор для утилизации потребуется заплатить в ряде случаев. Без уплаты установленной суммы постановка на учет ТС запрещена, то есть пользоваться машиной нельзя.
По ФЗ № 89-ФЗ оплачивать сбор требуется только один раз. Этот момент фиксируется в паспорте техники. Утилизация необходима для соблюдения всех норм экологического характера.
У данной формы налога есть несколько особенностей, в частности НДС не взимается, а сумма плюсуется к стоимости ТС.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Утилизационный сбор что это?
Сбор оплачивают сразу при покупке или растаможке авто. Это правило установлено еще в 2012 году федеральным законодательством. По закону в виде сбора представлен платеж разового характера, который идет в государственный бюджет.
Взимание осуществляется для обеспечения безопасности экологического типа окружающей среды и охраны здоровья граждан. Все получаемые суммы в дальнейшем идут на утилизационные процессы, которые соответствуют установленной экологической норме.
Кто должен платить утилизационный сбор?
По 3 части ст. 24.1 ФЗ № 89, регламентирующем отходы производства, установлено несколько категорий лиц, которые обязаны оплатить установленные суммы. Среди них:
- лица, которые ввозят ТС на территорию РФ;
- лица, производящие транспортные средства в РФ;
- приобретающие авто у физических или юридических лиц, которые не оплачивали сбор;
- владельцы ТС, на которые не уплачивалась пошлина, при перемещении по территории свободной зоны таможни в Калининградской области.
В последнем случае исключением является реэкспорт.
Образец отметки в ПТС об уплате утильсбора
Кто освобождается от утилизационного сбора?
Освобождение от выплат установлено 6 частью статьи 24.1 ФЗ № 89-ФЗ. В перечне есть несколько категорий автомобилей:
- ввозимые в РФ физическим лицом, которое является добровольным переселенцем. Для этого требуется участвовать в программе возвращения соотечественников из-за рубежа или быть беженцем, а также вынужденным переселенцем. Два последних варианта требуют установленный порядок признания таковым;
- ввозимые различными международными организациями, которые пользуются привилегиями и участвуют в различных сферах деятельности по международному праву, дипломатическими представительствами или консульствами. Кроме этого, ввоз без пошлины разрешен сотрудникам таких организаций и их семьям в виде близких родственников;
- с возрастом более 30 лет. При этом, не должно быть использования их в коммерческой деятельности. Требуется наличие оригинального двигателя, кузова, рамы, если она есть. ТС имеет оригинальное состояние, которое определено по видам и категориям законодательством;
- с возрастом менее 3 лет при таможенной процедуре в Калининградской области в Особой экономической зоне. Исключением считают транспортные средства, которые используют для международных перевозок.
При перепродаже такого транспортного средства налог придется оплатить уже покупателю. По этой причине требуется при покупках проверять наличие отметки в ПТС.
Читать так же: Кооперативная квартира
По каким транспортным средствам нужно платить утильсбор
Размер утильсбора установлен для различных категорий транспортных средств.
Общая формула: ∑ УС = БС × К.
Общая сумма равна произведению базовой ставки на специальный коэффициент, который установлен для каждого типа ТС на основе перечня, утвержденного ПП РФ № 1291. Есть категории ТС с установленной базовой ставкой.
Расчет будет зависеть от года выпуска, массы, размера и объема двигателя. Эти факторы влияют на устанавливаемый коэффициент.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
На легковые автомобили
При ввозе из-за рубежа легкового авто ставка установлена в 3400 рублей при возрасте до 3 лет и в 5200 рублей, если выпуск произведен больше чем три года назад.
Такое правило действует для физических лиц, которые приобретают автотранспорт для личного пользования. Для юридических лиц ставки выше и они уже в дальнейшем включаются в итоговую стоимость ТС при продаже.
Требуемые суммы в зависимости от вида автомобиля и его двигателя:
Автомобиль | До 3 лет | Старше 3 лет |
Электромобиль | 32 600 | 122 000 |
до 1000 см.куб. | 33 000 | 123 000 |
1000-2000 см.куб. | 84 000 | 313 800 |
2000-3000 см.куб. | 126 000 | 480 200 |
3000-3500 см.куб. | 114 600 | 570 000 |
от 3500 см.куб. | 181 600 | 700 200 |
На грузовые автомобили
ТС | До 3 лет | Больше 3 лет |
до 2,5 т | 142 500 | 151 500 |
2,5-3,5 т | 300 000 | 432 000 |
3,5-5 т | 285 000 | 456 000 |
5- 8 т | 313 500 | 786 000 |
8-12 т | 381 000 | 1 192 500 |
12-20 т | 418 500 | 1 735 500 |
Седельный тягач 12-20 т | 510 000 | 3 469 500 |
Автосамосвал 12-20 т | 418 500 | 1 735 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, 12-20 т | 418 500 | 1 735 500 |
20-50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Седельный тягач от 20 до 50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Автосамосвал 20-50 т | 825 000 | 2 035 500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, 20-50 т | 825 000 | 2 035 500 |
На спецтехнику
Спецтехнику делят на два типа. Автобетоносмеситель имеет сумму в 853 500 и 2 242 500 при возрасте младше и старше 3 лет соответственно. Остальные специальные ТС имеют выплаты в 285000 и 1725000 рублей.
На прицепы и полуприцепы
Оплата требуется только для прицепов с категорией О4, которые имеют массу больше 10 тонн. При меньшей массе выплаты не нужны. При возрасте меньше 3 лет — 75000, а больше — 1207500.
На автобусы
Объем двигателя | До 3 лет | Больше трех лет |
электродвигатель | 171 000 | 172 500 |
до 2500 см.куб. | 171 000 | 172 500 |
2500-5000 см.куб. | 342 000 | 517 500 |
5000-10000 см.куб. | 456 000 | 759 000 |
от 10000 см.куб. | 570 000 | 897 000 |
На мотоциклы
На мотоцикл не требуется оплата специальной пошлины.
Порядок уплаты утилизационного сбора
В первую очередь потребуется подготовить документы на транспортное средство при покупке или таможенном контроле. Оплата пошлины производится в рублях при помощи отдельного расчетного платежного документа. Требуется рассчитать сумму и внести соответствующий код. Оплачивать можно на таможне или в региональном отделе налоговой.
Если ранее уже уплачивалась пошлина и ее величина была превышена, то остаток может быть зачислен в счет текущей выплаты. При этом остаток не может перечисляться в дополнение к другим типам платежей, так как имеет другую финансовую природу.
Читать так же: Как вывести деньги с брокерского счета
Только после уплаты возможно поставить ТС на учет. Сроки оплаты не установлены, но при использовании ТС без пометки в ПТС накладывают штрафные санкции.
Образец квитанции об оплате
Штрафы за неуплату сбора
Регистрация авто без уплаты пошлины невозможна. По законодательству такое ТС не считается поставленным на учет даже при наличии официального ПТС.
Перемещение на таком авто возможно не больше 20 дней, то есть период действия транзитного номера. Если после этого срока автомобиль используется, то по статье 12.1 КоАП РФ установлен штраф в размере 500-800 рублей.
При повторном нарушении производится лишение прав на период до 3 месяцев.
Статья 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра»
Возможное возвращение утилизационного сбора
При определенной ситуации выплата возвращается. Наиболее частым случаем может быть ошибочный перевод. Примером служит уплата пошлины после предварительной оплаты другой организацией или физическим лицом.
Возврат производится в той же организации, в которой осуществлялась выплата. Таких организаций всего две: таможня, если осуществлялась доставка из другой страны, или налоговый орган региона. Второй вариант используют при покупке авто на территории России.
Для возврата потребуется оформить специальный тип заявления, в котором прописана необходимость возврата средств. Бланк можно получить в органе, куда произошло обращение.
Образец решения на запрос на возврат средств за оплату утильсбора
Дополнительно собирают пакет документов в виде копий. Потребуется наличие:
- паспорта собственника;
- ПТС в оригинале и его копии;
- квитанции, свидетельствующей о произведенном перечислении средств в виде приходно-кассового ордера или официального платежного поручения;
- документа, который подтверждает ошибку при оплате.
После передачи всех документов будет принято решение в течение месяца об отказе официального типа или возврате суммы, которая была ошибочно перечислена.
При положительном решении указанная сумма возвращается на предоставленный счет заявителя.
Выплата за утилизацию транспортного средства производится при его покупке или растаможке его новым владельцем. Такую же выплату могут оплачивать производители.
Полученные средства идут в федеральный бюджет на дальнейшую переработку авто после окончания их эксплуатации. Для каждой категории транспортных средств используются свои ставки.
Расчет требуемой суммы производится перед непосредственной оплатой на таможне или в налоговой.
Источник: https://zakonoved.su/utilizacionnyj-sbor-na-avtomobili.html
Утилизационный сбор с автомобилей – для чего нужен, как рассчитывается, и при чем здесь утилизация?
С утилизационным сбором россияне обычно не сталкиваются, пока не решат ввезти купленный в другой стране автомобиль. Это достаточно крупная сумма, а недавно сбор стал еще больше.
Все это влияет на цены на авторынке, а политика государства, хоть и направлена на защиту внутреннего производителя, приносит проблемы бизнесу.
Мы расспросили экспертов об утилизационным сборе и о том, как он влияет на авторынок.
В новостях регулярно рассказывают об утилизационном сборе, но говорят обычно о его повышении и о том, как это повлияет на уровень цен на автомобили. О том, что это за сбор и для чего он нужен, обычно не говорится.
Впервые в России прообраз утилизационного сбора появился в 2009 году, когда обсуждался запуск новой программы по утилизации автомобилей. Программа, как известно, предполагала скидку в 50 тысяч рублей взамен на любой старый автомобиль. Тогда для оформления сертификата на эту сумму нужно было заплатить 3 000 рублей – что стало первым вариантом утильсбора.
Учитывая, что тогда сумма скидки по курсу доходила до 2 тысяч долларов, программа была очень интересной, несмотря на введенный сбор. И она работала, вспоминает Дмитрий Мельников из СибАвтоКонсалт. Он считает, что это и была настоящая забота об экологии и безопасности на дорогах:
Программа действительно перестала действовать в 2012 году, но уже тогда премьер-министр России Владимир Путин на совещании в Тольятти поднимает вопрос ответственности производителей за утилизацию отходов.
Параллельно шел процесс вступления России в ВТО, и власти ожидали, что в страну хлынет поток дешевых иномарок (так как основная задача ВТО – отмена или значительное снижение ввозных пошлин). И уже вскоре был введен сам утилизационный сбор.
К утилизации в конечном виде утилизационный сбор имеет крайне опосредованное отношение. Как говорит Александр Багрецов из SRG, фактически это дополнительный налог, который платят при ввозе ТС на территорию России, производстве и при покупке у собственника (который его не заплатил):
Изначально утилизационный сбор был введен только на импортируемые из-за рубежа автомобили. Но уже в ноябре 2012 года стало известно, что утилизационным сбором недовольны страны Евросоюза, а также другие страны (в том числе Китай, Индия, США, Турция, Украина и Япония). Они подали иск в ВТО против России, так как считают утилизационный сбор дискриминационным для них.
И хоть иск до сих пор не рассмотрели (а вступление России в ВТО теперь воспринимается весьма противоречиво), в 2013 году утилизационный сбор распространяют и на российских автопроизводителей. Правда, вместе со сбором для них вводят промышленные субсидии, по размеру примерно такие же.
Как говорит Наталья Беляева из экспертного совета при Правительстве РФ, после всех законодательных изменений утилизационный сбор перестал иметь какое-либо отношение к собственно утилизации автомобилей:
Кстати, утилизационный сбор есть не только в России. В Евросоюзе при покупке автомобиля уплачивается около 100 евро такого сбора, есть он и в Белоруссии (правда, учитывая общее таможенное пространство с Россией, это логично), и даже в Украине – которая уже получила иск от Японии по этому поводу.
В Японии похожий сбор тоже существует, его ввели еще в 2005 году, и он составляет примерно от 70 до 180 долларов. А первым такой сбор ввели в Норвегии – там он взимается еще с 1978 года.
Кто платит сбор и в каких размерах
Как уже стало понятно, утилизационным сбором в России облагают все автомобили, которые произведены в стране, ввезены в нее, а также те, за которые по каким-то причинам сбор не был уплачен ранее.
При уплате утилизационного сбора информация об этом проставляется в ПТС автомобиля. Им облагаются все типы автомобилей – как легковые, так и грузовые, автобусы, и даже электромобили.
Исключений из общего правила немного: не нужно платить утилизационный сбор в таких случаях:
- его ввозит в Россию участник программы добровольного переселения соотечественников;
- автомобиль старше 30 лет и не используется в коммерческих целях;
- транспортом владеют дипломатические представительства других стран;
- сбор уже уплатил производитель или прежний владелец.
Что касается суммы утилизационного сбора, она рассчитывается по простой формуле:
УС = БС × К
где:
БС – базовая ставка сбора
К – специальный коэффициент
Базовые ставки определены еще с 2012 года и с тех пор не менялись:
- для легковых автомобилей (категория M1) – 20 000 рублей;
- для грузовых автомобилей и автобусов (M2, M3, N1, N2, N3), их шасси и прицепов – 150 000 рублей;
- для самоходных машин и прицепов к ним – 172 500 рублей.
Величину специального коэффициента нужно искать в Постановлении Правительства от 26.12.2013 года № 1291 – он зависит от категории ТС, объема его двигателя (для легкового авто), возраста (до 3 лет или больше), допустимой максимальной массы (для грузовых авто).
Исходя из этого, рассчитать утилизационный сбор достаточно просто. Например, сбор за ввоз в Россию годовалого китайского Zotye T600 с двигателем объемом 1,5 литра придется заплатить:
20 000 × 8,92 = 178 400 рублей
А если ввезти 5-летнюю Toyota Camry с двигателем объемом 3,5 литра, сбор будет намного больше:
20 000 × 28,5 = 570 000 рублей
Если ввозить авто с двигателем объемом более 3,5 литров, сбор будет таким, что выгоды в такой операции не будет совсем. То же касается и коммерческого транспорта – за 5-летний грузовик придется заплатить больше миллиона рублей, что многих заставит пересмотреть свой выбор в пользу отечественного автопрома.
Выходит, что утилизационный сбор выступает своеобразным барьером против ввоза в Россию относительно старых автомобилей.
Как он влияет на цены
Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2021 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).
Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2021 года.
Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.
Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.
Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2021 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.
Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).
То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).
Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:
С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.
Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:
В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.
При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:
Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.
Какое отношение он имеет к утилизации
О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).
Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.
Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:
При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.
Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.
В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:
В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:
Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.
Источник: https://bankstoday.net/last-articles/utilizatsionnyj-sbor-s-avtomobilej-dlya-chego-nuzhen-kak-rasschityvaetsya-i-pri-chem-zdes-utilizatsiya
Расчет размера утилизационного сбора по коэффициентам для физических и юридических лиц
Чтобы обеспечить экологическую безопасность населения в России ввели утилизационный сбор (УС) на большинство видов техники, за исключением мотоциклов. Такая мера, по мнению Правительства РФ, сохранит экосистему и поддержит российских автопроизводителей. С 1.01.2021 вступят изменения, повышающие утильсбор на машины.
Увеличение утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2021 года
В 2021 году величина утилизационного сбора на легковые машины в некоторых сегментах вырастет более чем в 2 раза. Увеличение тарифов коснется не всех сегментов рынка.
Как будет рассчитываться увеличение: базовые ставки утильсбора не изменятся: 20000 для легковых автомобилей и 150000 для коммерческого транспорта.
Индексация будет проведена с помощью повышающих коэффициентов за год выпуска, тип кузова и объем двигателя.
Пересмотр тарифов значительно пополнит бюджет России. (За счет импорта: 77,3 миллиарда в 2021 против 54 миллиардов в 2021; за счет выпускаемых в РФ автомобилей 338,4 против 204,2 миллиардов). Предполагаемый размер увеличения утилизационного сбора для разных типов автомобилей:
- Машины с объемом двигателя до 1 литра рост 46,1%.
- Новые легковые автомобили с объемом двигателя 1-2 литра – 112,4% 178,4 тыс. рублей. (вместо 84 тысяч раньше).
- Машины с объемом от 3,5 литров – 145%.
- Подержанные иномарки, возрастом более 3-х лет с объемом двигателя 1-2 литра будут платить столько же, сколько и раньше – 313800 рублей.
Новая инициатива Минпромторга моментально вызвала волну обсуждений в СМИ. Денис Мантуров (Глава Минпромторга РФ) ранее заявлял, что доля утилизационного сбора составит не более 1,5-2% стоимости машины.
Что будет со стоимостью автомобилей после индексации утилизационного сбора?
Стоимость новых иномарок в начале 2021 года может подняться практически на 100’000 рублей из-за увеличения сбора на утилизацию автомобилей.
Для российских производителей повышение тарифа пройдет безболезненно – его размер компенсируется субсидиями. Но эксперты высказывают мнение что производители неоправданно поднимут ценовую планку как отражение общей тенденции авторынка.
Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть?
УС действует после внесения поправок в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закон дополнили статьей со сведениями о категориях лиц, обязанных платить взнос и другой информацией.
По факту это экологическая пошлина, адресованная на бесплатную утилизацию ТС в конце периода эксплуатации.
Конечной целью утилизационного сбора на автомобили в России считается охрана природной среды от негативного действия отходных материалов техники, отслуживших срок.
По-прежнему много споров, вопросов, неодобрения вызывает введение утилизационного сбора. Этот взнос идёт в пользу государства и оплачивается один раз. Основная часть платежей поступает от автопроизводителей, что включается в итоговую цену техники. От частных лиц оплата проводится на определенных условиях, с учетом типа транспортного средства, объема двигателя, даты выпуска.
На какие категории транспорта распространяется утилизационный сбор?
Каждое транспортное средство, выпущенное российским автоконцерном, уже включает в стоимость взнос на утилизацию. Виды ТС со сроком эксплуатации более 3 лет тоже попадают в списки для оплаты пошлины. Таможенным управлением утилизационный сбор взимается на ввозимые импортные машины.
По решению Правительства взнос рассчитывается на следующие ТС:
- пассажирские (М1,М2,М3);
- грузовые автомобили (N1,N2,N3—автосамосвалы, тягачи и другие);
- специальные (М2,М3, N1,N2,N3);
- шасси колесных средств;
- прицепы (О4).
Как рассчитать размер сбора?
Владелец проводит расчет утилизационного сбора сам. Применяется простая формула: разработанный табличный коэффициент умножается на базовую ставку. Произведение двух показателей и есть сумма УС.
Ранее ставки были ниже, поправки в коэффициентные показатели внесли в марте 2021 года. Постановление о повышении вступило в силу 1 апреля 2021 года и работает по сей день.
Чтобы рассчитать УС, нужно:
- Определить категорию ТС.
- Взять из таблицы соответствующий категории техники коэффициент (обратите внимание на возраст авто).
- Перемножить на базовую ставку (легковому транспорту причислено 20000 рублей, грузовому—150000).
- Получается выражение: УС=БС*К.
Значения коэффициента для физических лиц:
0.17 | 0.26 |
Таким образом, обычный автовладелец при ввозе авто из зарубежа должен будет заплатить 3 400 рублей за машину младше 3 лет и 5 200 рублей за автомобиль старше 3-х лет.
Когда и кому нужно платить?
По ФЗ №89 уплата утилизационного сбора предусмотрена для граждан и юридических лиц. На основе части 6 статьи 24.1 платить взнос придётся покупателям следующих категорий ТС:
- автомобили, зарегистрированные на льготников, не плативших УС;
- произведенные в России;
- ввезённые зарубежные машины;
- техника, приобретаемая в Калининградской области;
- авто с ранее неуплаченным взносом.
Покупка техники на вторичном рынке требует внимательности от будущего владельца. Нужно убедиться в том, что УС оплачен. В противном случае после заключения сделки оплатить взнос перед регистрацией придется покупателю.
Кто освобождается от уплаты?
Категорий владельцев техники, имеющих право не оплачивать утилизационный взнос, мало.
В список, который не облагается УС, попали машины:
- беженцев и переселенцев;
- восстановленные ретро экземпляры с оригинальным двигателем, другой комплектацией, старше 30 лет;
- дипломатов, представителей консульств;
- соотечественников, вернувшихся в Россию по Госпрограмме переселения;
- подержанные возрастом более 30 лет, не задействованные в коммерции;
- выпущенные с конвейера и зарегистрированные в Калининграде и области;
- обладающие иммунитетом, так как ввезены на срок менее полугода.
Если владелец попадает в освобожденную категорию, то нужно документально подтвердить льготу. Для этого собственник обращается в таможню с бумагами, устанавливающие факт освобождения от утилизационного взноса.
Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2021 в рублях
Для утилизационного сбора в 2021 году изменений не предусмотрено, показатели для расчета остаются на прежнем уровне.
Советуем почитать: Экологические последствия загрязнения атмосферы
На итоговый размер утильсбора влияют:
- категория — легковая, грузовая или специальная, с учетом физических характеристик;
- период с даты выпуска: до 3 лет или больше.
На легковые автомобили:
Транспортное средство | < 3 лет | > 3 лет |
До 1000 см | 32600 | 122000 |
1000—2000 см | 33000 | 123000 |
2000—3000 см | 84000 | 313800 |
3000—3500 см | 114600 | 570000 |
от 3500 см | 181600 | 700200 |
ТС с электродвигателем | 32600 | 122000 |
Ввозимые ТС без учёта объёма двигателя | 3400 | 5200 |
На грузовые автомобили:
Транспортное средство | < 3 лет | > 3 лет |
До 2,5 т | 142500 | 151500 |
2,5—3,5 т | 300000 | 432000 |
3,5—5 т | 285000 | 456000 |
5—8 т | 313500 | 786000 |
8—12 т | 381000 | 1192500 |
12—20 т | 418500 | 1735500 |
Седельные тягачи 12—20 т | 510000 | 3469500 |
Автосамосвалы 12—20 т | 418500 | 1735500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы 20—50 т | 418500 | 1735500 |
ТС, седельные тягачи, автосамосвалы, автомобили-фургоны, рефрижераторы 20—50 т | 825000 | 2035500 |
Спецтехника:
Транспортное средство | < 3 лет | > 3 лет |
Специальные ТС, кроме бетоносмесителей | 285000 | 1725000 |
Автобетоносмесители | 853500 | 2242500 |
Автобусы:
Транспортное средство | < 3 лет | > 3 лет |
До 2500 см, с электродвигателем | 171000 | 172500 |
2500—5000 см | 342000 | 517500 |
5000—10000 см | 456000 | 759000 |
От 10000 см | 570000 | 897000 |
Шасси колесных транспортных средств:
Шасси | < 3 лет | > 3 лет |
До 3,5 т | 228000 | 355500 |
3,5—5 т | 285000 | 456000 |
5—8 т | 313500 | 786000 |
8—12 т | 381000 | 1192500 |
12—20 т | 418500 | 1735500 |
20—50 т | 825000 | 2035500 |
Прицепы:
Вид прицепа | < 3 лет | > 3 лет |
Полный, с центральной осью, полуприцеп | 75000 | 1207500 |
Необходимые документы
При покупке российского транспортного средства плательщик или его официальный представитель подают документы в ФНС. Перед регистрацией техники в автоинспекции, ввезенной из-за границы, собранные бумаги подаются в ФНС.
Для начала заполняется форма с расчетом суммы УС, установленная налоговым или таможенным органом. Владелец или его представитель с паспортом и копиями его основных страниц предоставляет дубликаты:
- договора купли-продажи;
- квитанции об уплате взноса;
- сертификата соответствия типа ТС;
- свидетельства или заключения экспертов о безопасности конструкции.
Если бумаги подает наследник лица, уплатившего сбор, к необходимому списку добавляется нотариально заверенное право наследования.
Где можно оплатить?
Форму на оплату взноса с реквизитами получателя можно скачать на сайте налоговой или таможенной организации, в зависимости от того куда подаются данные. Сумму платежа просто рассчитать на онлайн-калькуляторе и внести в бланк.
Чтобы оплатить утилизационный сбор, разрешается воспользоваться любым способом:
- наличными в любом банке (нужно уточнять комиссию, особенно при большом сборе);
- электронными платежами через Webmoney, Яндекс.Деньги, Qiwi, Payeer и другие.
После того, как взнос уплачен, пакет документов предоставляется в соответствующий орган, где по завершении процедуры ставится отметка в ПТС.
Где ставится отметка об оплате?
Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».
Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.
Советуем почитать: Утилизация баллонов из-под хлора
Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.
При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:
- ТС ввезено в страну до 2012 г.;
- выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.
Возврат утилизационного сбора
Существует процедура возврата ошибочно уплаченных средств, направленных на УС. Оформление возможно при:
- дополнительной уплате или взыскании сбора (при условии уже уплаченного взноса на ТС);
- внесении большей суммы (например, при неправильно указанных коэффициентах в расчете).
Для получения денежной выплаты нужно обратиться:
- В таможенное управление (при ввозе ТС).
- В налоговую инспекцию (при покупке российского автомобиля).
Первое, что потребуется от водителя, это составление заявление на возврат ошибочно уплаченных денег. В дополнение предоставляются копии и оригиналы:
- ПТС.
- Паспорта владельца (или владельцев).
- Квитанцию оплаченного УС.
- Бумаги, которые подтверждают ошибочность взноса.
- Банковские реквизиты получателя.
За возвратом неправильно уплаченного утилизационного сбора в России разрешено обратиться в течение трёх лет с даты оплаты. Период ожидания ответа занимает около месяца, выплата перечисляется на счет заявителя.
Штраф за неуплату сбора
На случай неуплаты УС административной или другой ответственности в российском законодательстве нет. Но отсутствие санкций для владельцев автомобилей не освобождает от необходимости внесения сбора, так как владелец не сможет зарегистрировать ТС в органах ГИБДД. Техника льготных категорий граждан без документально заверенного освобождения тоже не подлежит регистрации.
На оформление транспорта согласно закону предоставляется:
- при ввозе автомобиля на срок действия транзитных номеров 20 суток;
- 10 суток после покупки российской марки.
Езда на незарегистрированном транспортном средстве попадает под административную ответственность. Согласно предусмотренной статье оформляется штраф до 800 рублей. Но уплата взыскания не снимает обязательств по утилизационному сбору и регистрации автотехники. Повторное нарушение наказывается серьезнее:
- владельца штрафуют на 5000 рублей;
- лишают прав на срок до 90 суток.
Если таможенные органы обнаружили неуплату на ввезенный автомобиль в течение трёх лет, они направляют извещение. На оплату предоставляется 20 календарных дней. Игнорирование требований приводит к взысканию сбора через суд.
Дмитрий Козак подтвердил сведения том, что государство продолжит компенсировать УС российскому автопрому. Вице-премьер отметил о продлении субсидий на перевозку техники поездами. По его словам это поддержит автоконцерны и составит конкуренцию зарубежным автопроизводителям.
Источник: https://bezotxodov.ru/utilizatsiya/utilizacionnyj-sbor