- Возвращаем излишки по ОСАГО: как рассчитать правильный КБМ
- Как самостоятельно рассчитать класс водителя
- Всего установлено 15 классов страхования водителей
- Как проверить текущий КБМ
- А какой КБМ правильный
- Как скорректировать КБМ
- Жалоба в страховую компанию
- Жалоба в ЦБ РФ
- Как страховая компания вернет деньги
- Какова вероятность вернуть деньги за прошлые полисы
- Можно ли скорректировать КБМ в электронном полисе ОСАГО?
- Почему завышают КБМ
- Как рассчитать коэффициент бонус-малус по ОСАГО (КБМ)?
- Что такое КБМ и зачем он нужен?
- Полис ОСАГО и КБМ – какая взаимосвязь?
- Определение параметра КБМ
- Примеры самостоятельного расчета КБМ
- Условия использования коэффициента Бонус-Малус
- Когда коэффициент Бонус-Малус не используется?
- Полезная информация
- Что такое КБМ водителя и как влияет на ОСАГО
- Что такое КБМ?
- Кто и когда имеет право на скидку?
- Виды КБМ
- Когда КБМ не применяется?
- Где в полисе ОСАГО указан КБМ?
- Максимальный КБМ
- Как узнать КБМ на следующий год: таблица
- Проверка КБМ по базе РСА: калькулятор
- Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько человек?
- Заключение
- Как рассчитать коэффициент бонус-малус по ОСАГО самостоятельно?
- : Как рассчитать скидку за безаварийное вождение КБМ
- Таблица и ее правильное применение
- Примеры
- Условия применения коэффициента
- Проверка коэффициента по РСА
- Восстановление КБМ в РСА
- Другие полезные сведения о коэффициенте
- Вас заинтересует:
- Примеры расчетов КБМ по ОСАГО
- Формулы для расчёта КБМ, как в ней расшифровываются все коэффициенты
- Расчет КМБ ОСАГО
- При ограниченном ОСАГО
- С неограниченным осаго
Возвращаем излишки по ОСАГО: как рассчитать правильный КБМ
При расчете стоимости полиса ОСАГО используют данные о стаже водителя, мощности двигателя, по региону проживания. Каждый из пунктов важен, но сэкономить на ОСАГО позволяет коэффициент бонус-малус (сокращенно КБМ). Это скидка за безаварийную езду.
При отсутствии в течение года ДТП водитель награждается скидкой при покупке ОСАГО. Максимальный размер бонуса достигает до 50% от стоимости полиса. Понятно, что страховщики не всегда ведут честную игру, надеясь получить с клиента больше денег. Как самому проверить, правильно ли рассчитали стоимость полиса ОСАГО и как вернуть оплаченные излишки?
Как самостоятельно рассчитать класс водителя
Коэффициент бонус-малус привязан к страховой истории водителя и зависит от класса водителя. Рассчитать его можно по специальной таблице КБМ. Она опубликована на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
Всего установлено 15 классов страхования водителей
Если клиент впервые обратился в страховую компанию, ему присваивают 3-й класс, при котором скидки не предусмотрены. Уровень 0 соответствует новичку только что получившему права, для него действует повышающий коэффициент 2,3.
На следующий год при условии безаварийной езды ему присваивается 1-й класс и повышающий коэффициент уменьшается до 1,55.
Отсутствие в послужном списке ДТП дает возможность спускаться каждый год на одну строку ниже и получать понижающие коэффициенты.
После 10 лет безупречного управления автомобилем КБМ достигает своего максимума — 50% скидки.
Наличие одного или нескольких ДТП, по которым другие участники аварии получили компенсации от страховой компании, уменьшает класс водителя, а значит и ОСАГО для автолюбителя подорожает. К примеру, если у вас был 5-й уровень с коэффициентом 0,9 и вы стали участником одного ДТП, то вас отбрасывает на 3-й уровень, где скидки при оформлении полиса не предусмотрены.
Как видите, водительский класс увеличивается медленно, а вот уменьшается молниеносно – лихо отбрасывая сразу на несколько уровней.
Как проверить текущий КБМ
Любой водитель может проверить информацию о наличии скидки самостоятельно. На официальном сайте Российского союза автостраховщиков необходимо ввести данные: ФИО, дата рождения, серия и номер водительского удостоверения, начало действия договора и др.
Если в базе данных РСА указанное значение КБМ не совпало с вашими расчетами, то придется заняться его восстановлением.
А какой КБМ правильный
До 2014 года каждая страховая компания хранила данные о клиентах в собственных архивах, недоступных другим участникам рынка. Поэтому переход к новому страховщику осложнял жизнь водителя сбором дополнительных справок. Без справок его накопленные скидки обнулялись.
Сейчас в России создана единая база данных российского союза автостраховщиков, в которую стекается информация о всех страховых случаях, начиная с 2011 года. Поэтому аккуратные автолюбители могут претендовать максимум на значение 0,65–0,7. Но и такая скидка по ОСАГО приятна.
Как скорректировать КБМ
Скорректировать коэффициент бонус-малус реально. Тем более, государство обязало страховые компании честно рассчитывать КБМ, а с 1 декабря 2015 г. они официально обязаны по обращению граждан рассматривать и решать возникающие проблемы страхования. За соблюдением правил следит Центробанк РФ, который уже приостанавливал действие лицензии несговорчивым страховщикам.
Для восстановления КБМ самым оптимальным будет следующий порядок обращений в организации:
- заявление в страховую компанию;
- жалоба в Центральный Банк РФ;
- жалоба в РСА;
- обращение в другие организации (суд, Роспотребнадзор, Федеральная Антимонопольная Служба, Общество защиты прав потребителей).
Жалоба в страховую компанию
Первым делом обратитесь в ту страховую компанию, которая неправильно рассчитала коэффициент бонус-малус. Напишите заявление и отправьте по электронной почте либо по форме обратной связи при её наличии на официальном сайте компании.
Второй вариант – прийти в офис компании.
Образец заявления на корректировку КБМ приведен здесь.
Помимо заявления необходимо будет предъявить действующий полис ОСАГО, водительские права и паспорт.
Запрос обрабатывается в течение 5 дней, после чего водителя уведомят о результатах проверки. Если ошибка подтвердится, новые данные внесут в базу АИС РСА.
Не удастся восстановить КБМ в случае ликвидации страховой компании.
Жалоба в ЦБ РФ
Центробанк РФ – это «тяжелая артиллерия», обращаться с жалобой сюда стоит только при нежелании страховой компании признавать ошибку и исправлять коэффициент КБМ.
После 30-дневного молчания СК необходимо на официальном сайте Центрального банка (https://www.cbr.ru) в разделе «Информация об ОСАГО» нажать на кнопку «Подать жалобу».
Заявление пишется в свободной форме, где обязательно указывается суть претензии.
Обратите внимание, Центробанк рассматривает жалобы по полисам ОСАГО, действие которых закончилось не более, чем один год назад.
Как страховая компания вернет деньги
Если решение принято в вашу пользу, страховая компания вернет разницу на счет, указанный в заявлении. Если в запросе не было возможности указать реквизиты банка, клиент может написать отдельное заявление.
Какова вероятность вернуть деньги за прошлые полисы
С этим намного сложнее — придется обращаться в суд, так как упрощенная процедура корректировки КБМ распространяется лишь на действующий полис ОСАГО.
Можно ли скорректировать КБМ в электронном полисе ОСАГО?
К сожалению, изменения в электронный полис не вносят. Но водитель может обратиться с заявлением об изменении коэффициента бонус-малус и ему выдадут обновленный бумажный вариант полиса ОСАГО.
Почему завышают КБМ
Не только уловки страховых компаний могут повысить коэффициент бонус-малус.
Данные о скидках могут обнулиться, если водитель вовремя не сообщил в страховую компанию о смене фамилии, паспорта, замене прав, оправдательном решении в суде по установлению виновников в ДТП.
Возможна и ошибка в базе данных, так как механизм сбора данных до сих пор несовершенен и случаются сбои в работе системы.
Очевидно, что при покупке поддельного полиса ОСАГО также не стоит рассчитывать на понижающий коэффициент, данные такого полиса ОСАГО не будут переданы в базу РСА.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4f309e90865100a8b32ed9/vozvrascaem-izlishki-po-osago-kak-rasschitat-pravilnyi-kbm-5b4f41cd0d28bb00a909a031
Как рассчитать коэффициент бонус-малус по ОСАГО (КБМ)?
Самостоятельно рассчитать КБМ по ОСАГО можно, зная формулу и значения коэффициента для конкретных ситуаций. В статье мы рассмотрим, что представляет собой этот показатель, зачем он нужен, как произвести его расчеты и разберем конкретные ситуации для наглядности.
Что такое КБМ и зачем он нужен?
КБМ расшифровывается как коэффициент «Бонус-Малус». Под этим определением понимается особое значение, принимаемое в расчет положенной по договору страховой премии. Такой коэффициент зависит от наличия аварий или их отсутствия у автовладельца. Итоговое значение при использовании КБМ может как повышаться, так и понижаться.
Некоторые автовладельцы могут не понимать, зачем же нужен этот коэффициент. Логично, что страховым компаниям выгоднее работать с владельцами машин, не попадающими в аварии или делающими это крайне редко. Те же, кто постоянно получает страховку, напротив являются менее перспективными клиентами для таких организаций. Поэтому вторые и платят за полис больше.
Полис ОСАГО и КБМ – какая взаимосвязь?
Уже более 10 лет россияне в обязательном порядке оформляют страховые полисы на автомобиль.
Речь идет о страховке ОСАГО, которая позволяет возместить ущерб пострадавшему полностью или частично за счет средств своей страховой компании.
Причем действует это правило не только на владельца машины, но и на других автолюбителей, вписанных в полис. Если за рулем будут находиться они, то возмещение будет происходить по тому же принципу.
Для расчета стоимости полиса ОСАГО специалисты используют совокупность сразу нескольких показателей. Так, на конечное значение могут повлиять:
- возраст (молодым придется заплатить больше);
- стаж (чем он выше, тем более выгодной окажется стоимость полиса при прочих равных);
- коэффициент «Бонус-Малус», отражающий показатель безаварийной езды водителя;
- параметры самого транспортного средства, подлежащего страхованию (во внимание берут мощность двигателя);
- региональное расположение (используются территориальные коэффициенты регионов, в которых производится эксплуатация застрахованного автомобиля);
- наличие грубых нарушений (они учитываются также в виде специального коэффициента);
- условия страхового договора;
- наличие других особенностей (например, это могут быть какие-то ограничения).
КБМ, являясь одним из факторов, влияет на конечную стоимость полиса ОСАГО. Поэтому если человек хочет самостоятельно произвести расчеты, ему необходимо определить значение коэффициента.
Определение параметра КБМ
Рассчитать коэффициент Бонус-Малус по ОСАГО достаточно просто. Для этого нужно правильно выбрать его значение в таблице.
Таблица значений КБМ ОСАГО:
Разобраться с ней человеку, никогда не интересовавшемуся ОСАГО, будет практически невозможно без пояснений. Понятно, что второй столбец – это и есть искомое значение КБМ. Но как его определить? Отталкиваться нужно от класса автомобилиста.
Если человек ранее не оформлял полис ОСАГО, то ему будет присвоен третий класс автомобилиста. Тогда КБМ будет равен единице, а это значит, что стоимость страховки останется после перемножения с коэффициентом прежней.
Если ранее автомобилист оформлял полис, но в другой страховой компании, то наступление страховых случаев в них также будет взято во внимание.
При этом организация обратит внимание на те ситуации, когда владелец машины был признан виновным, а не потерпевшим в ДТП.
С классом и коэффициентом на текущий год все понятно. А как же узнать КБМ для следующего периода? В этом случае нужны два параметра:
- текущий класс водителя;
- количество страховых случаев, произошедших в отчетном периоде (0, 1, 2, 3 или 4 и больше).
Зная эти сведения, человек сможет узнать свой КБМ на следующий год. Для этого ему достаточно найти соответствующую цифру на пересечении подходящего столбца и строки. Тогда он узнает свой класс, а по нему найдет новый коэффициент.
Примеры самостоятельного расчета КБМ
Чтобы расчет КБМ стал более понятным и наглядным, рассмотрим несколько конкретных ситуаций:
Пример 1.
Человек впервые оформил полис на 1 год. Его КБМ был равен 1. В текущем периоде он не попал ни в одну аварию. Какой класс и КБМ нужно будет применять в следующем году? Изначально клиенту присвоили 3 класс, именно поэтому КБМ был равен единице. Так как в рассматриваемом периоде аварий не произошло, то класс для следующего года будет равен уже 4. А коэффициент Бонус-Малус снизится до 0,95.
Пример 2.
Водитель впервые оформил ОСАГО, но за год побывал в двух авариях, одна из которых случилась по его вине. Как и в первом случае, класс автомобилиста изначально был равен 3, а КБМ единице. Так одна авария произошла не по вине водителя, то ее в учет не берем. Остается лишь 1 ДТП. Следовательно, класс стал равен 1. Ему соответствует КБМ, равный 1,55. Это значит, что стоимость полиса возрастет.
Пример 3.
Клиент решил перейти в новую страховую компанию. Ему был присвоен класс 5. КБМ стал равен 0,9. В текущем году он не попадал в аварии. Это значит, что класс повысился до 6. Следовательно, КБМ снизился до 0,85.
Как видно, самостоятельно узнать значение КБМ для следующего года совсем несложно, нужно лишь уметь пользоваться таблицей и знать актуальные сведения.
Условия использования коэффициента Бонус-Малус
Важно не только уметь рассчитывать КБМ, но и знать, в каких ситуациях он применяется. В число таких случаев входят:
- продление договора;
- внесение изменений в договор страхования;
- заключение нового договора со страховой компанией.
Получается, что при расчете стоимости полиса почти всегда используют коэффициент. Нужно помнить и о некоторых особенностях его применения.
Например, при расчете КБМ выплаты по страховке по одной ситуации приравниваются к одной выплате вне зависимости от суммы. Что это значит? Что не имеет значения, какое количество пострадавших было в ДТП.
Одна ситуация всегда рассматривается как одна выплата в совокупности.
Человек, переходящий в новую страховую компанию, должен понимать, что обязанность по предоставлению сведений о предыдущих периодах страхования лежит на нем.
Что это значит? Что перед заключением договора клиент должен собрать и принести полный пакет документов для оценки класса и присвоения определенного коэффициента Бонус-Малус. Часто такие сведения могут уже иметься в распоряжении страховой компании.
Стоимость страховки и применение коэффициента также зависят от того, какие ограничения устанавливаются в полисе относительно управления автомобилем. Ситуация выглядит так:
- Если ограничений по использованию автомобиля нет, то класс автомобилиста, в отношении которого назначается страховая выплата в случае чего, равен классу владельца транспортного средства. Он указывается и в самом полисе. Дополнительно компания смотрит на класс, который был ранее установлен по отношению к владельцу авто. При отсутствии такой информации берут третий класс, коэффициент для которого равен единице.
- Если же управлять автомобилем может лишь определенный круг лиц, то класс для каждого из них указывается отдельно и учитывается при оформлении договора и расчете стоимости страховки.
- Если в отношении лица, указанного в страховке, ранее действовали одновременно несколько страховых договоров, то страховые случаи по ним суммируются. Получается, если человек стал виновником аварии по одному и другому договору, то в итоге берется к учету 2 страховые выплаты. В связи с этим корректируется класс водителя и присваиваемый ему КБМ.
Важно понимать, что к учету берутся не все договора страхования, а лишь те, действие которых началось год назад. Более длительные сроки не рассматриваются.
Случаются ситуации, когда человек попадает в аварию, но ущерб от нее незначителен. Если стороны решат вопрос между собой, то такой случай в страховке не будет указан. Чем это может быть хорошо? Тем, что коэффициент не будет повышен из-за страховой выплаты. Но поступать так имеет смысл только при незначительных повреждениях.
В случае ДТП КБМ увеличивается лишь виновнику аварии, а не всем лицам, вписанным в страховой договор. Скидка предоставляется также человеку, а не автомобилю, размер ее для каждого будет своим.
Когда коэффициент Бонус-Малус не используется?
Существуют ситуации, в которых КБМ не применяется. По сути, он просто остается равным единице. Речь идет о следующих случаях:
- была оформлена транзитная страховка (срок ее равен 20 дням, может быть оформлена и не на собственника транспортного средства);
- страховой полис оформляется на машину, зарегистрированную на территории другой страны.
Полезная информация
К сожалению, недобросовестные страховые компании иногда тоже не указывают достоверные сведения о КБМ. Делают они это с целью получения большей страховой премии, чем полагается.
Поэтому очень важно самостоятельно производить расчеты, сверять все сведения.
А при обнаружении ошибки или нарушения, необходимо сразу же обращаться в свою страховую компанию и требовать объяснений и внесения корректировок.
Узнать размер предоставленной скидки или размера повышающего коэффициента можно при помощи специальной базы данных РСА. Она используется всеми страховыми компаниями для расчета – это их обязательство по закону.
В базе хранятся сведения о 71 страховой компании. Человеку достаточно внести личные сведения о себе, чтобы произвести проверку. При этом будет довольно легко выявить характер ошибки.
А при наличии неверных сведений, их нужно будет восстановить, а затем вновь проверить в базе данных РСА.
Источник: https://mirmotor.ru/article/read/kak-rasschitat-kbm-po-osago
Что такое КБМ водителя и как влияет на ОСАГО
Без оформленной страховки ОСАГО владельцы транспортных средств не имеют права управлять автомобилем. Полис ОСАГО имеет определенную стоимость, которая рассчитывается с применением базовой ставки агентства и дополнительных множителей в соответствии с установленными требованиями и нормативно-правовыми актами.
Одним из наиболее значимых параметров, влияющих на стоимость страховки, является скидка за аккуратное вождение. В соответствии с принятыми изменениями в законе КБМ позволяет снизить цену страхового полиса для аккуратных водителей. Оформление ОСАГО с учётом КБМ позволяет владельцам автомобилей получить скидку.
Чтобы правильно заключить договор, а также снизить стоимость полиса, следует узнать способы определения КБМ.
Что такое КБМ?
Сокращение КБМ – это принятое определение коэффициента бонус-малус, применяющегося при расчете стоимости обязательного страхования. Представленный параметр был разработан специально для поощрения водителей, которые не попадают в аварии, а также не обращаются к страховщикам за выплатами в течение длительного времени.
Применение коэффициента позволяет понизить или повысить цену на полис в соответствии с количеством аварий и обращений с целью возмещения ущерба от ДТП за срок действия страховки. Если водитель попадал в аварии, множитель увеличивается. Максимальное увеличение стоимости достигает 245% от базового тарифа.
Кто и когда имеет право на скидку?
Все водители в соответствии с законом РФ имеют право на получение дополнительной снижения цены на полис за вождение без аварий. Формирование стоимости полиса проводится с учётом основной ставки страхового агентства и с применением всех множителей и дополнительных параметров.
Если за период действия страхового полиса владелец машины не попадал в ДТП, он имеет право на снижение коэффициента бонус-малус. При этом автоматически происходит перерасчёт стоимости страхования.
В обратном случае коэффициент увеличивается, цена на полис ОСАГО становится больше.
При продлении договора обязательного страхования изменяется КБМ, новые значения влияют на формирование стоимости.
Виды КБМ
Расчет показателя КБМ производится в соответствии с количеством аварийных ситуаций, а также обращений в страховую компанию за возмещением ущерба в результате ДТП. Для удобства расчета стоимости применяются специальные таблицы, значения коэффициента бонус-малус находятся в диапазоне от 0,5 до 2,45.
При этом все значения КБМ делятся на две основные группы:
- Повышающие коэффициенты, в категорию которых входят все значения больше единицы. Применение данных параметров увеличивает цену страхования.
- Понижающие коэффициенты. В данную категорию входят все параметры меньше 1, они позволяют снизить стоимость полиса.
Когда КБМ не применяется?
Коэффициент бонус-малус применяется во всех страховых компаниях при формировании цены на полис ОСАГО. Чтобы получить подробную информацию о применении бонуса, стоит обратиться в отделение агентства или зайти в раздел сайта компании онлайн.
В ряде случаев КБМ может не применяться, чаще всего это происходит по следующим причинам:
- При составлении договора водитель предоставил некорректные персональные данные.
- В полисе ОСАГО содержится не вся информация о владельце машины.
- В результате продления срока действия полиса произошло удаление коэффициента.
- Если водитель внесён в несколько действующих полисов, его КБМ может удалиться.
- В редких случаях страховые агентства специально повышают или удаляют коэффициент для увеличения стоимости страховки.
Где в полисе ОСАГО указан КБМ?
Действующее законодательство РФ не содержит в себе информацию относительно способов указания КБМ в полисе ОСАГО. Представители страховых компаний не обязаны выставлять значения коэффициента бонус-малус. Однако в некоторых агентствах значение параметра выставляется в разделе «Особые отметки».
Если в графе отсутствуют указания о КБМ, значение параметра можно найти в бланке заявления, которое заключается при обращении в страховую компанию. Также есть возможность узнать значение на сайте РСА в разделе помощи водителям.
Максимальный КБМ
За каждый год безаварийного вождения владельцы ТС получают скидку в размере 5% от базового тарифа, установленного страховым агентством. Если в течение десяти лет водитель не попадал в аварии, ему присваивается 13 класс с максимально возможной скидкой. Стоимость страхования при этом уменьшается на 50% от базового тарифа.
Также при начислении коэффициента учитывается количество и сам факт обращений в агентство с требованием о возмещении ущерба, полученного в результате ДТП.
Как узнать КБМ на следующий год: таблица
При необходимости получения информации о показателях множителя владельцам автомобилей стоит обратиться в офис страховой компании. Также можно получить сведения в базе РСА или у страховщика онлайн. Если необходимо рассчитать показатель коэффициента бонус-малус на год вперёд, следует воспользоваться специальной таблицей, которая размещена в системе РСА.
Алгоритм расчета КБМ показан ниже:
- Изначально необходимо точно определить текущий показатель множителя, для этого применяется система РСА.
- На сайте следует открыть раздел с таблицей для расчета коэффициента бонус-малус.
- В таблице содержится основная информация о количестве выплат и аварий, а также сведения о множителях.
- Если за период действия договора (сейчас он составляет 1 год) не произошло аварий, стоимость уменьшается на 5%. Водителю при этом присваивается следующий класс.
- Если за прошедший период водитель стал участником ДТП, необходимо смотреть раздел таблицы с соответствующими полями. В зависимости от количества аварийных ситуаций будет меняться значение коэффициента. Чем больше аварий произошло за год, тем выше процентная ставка.
Полученные показатели актуальны для следующего года с момента продления договора. При этом стоит учитывать, что перепроверять коэффициент необходимо после каждого случая ДТП, произошедшего по вине владельца автомобиля.
Проверка КБМ по базе РСА: калькулятор
Поскольку с 2015 года в России действует электронный вариант договора о страховании, вся информация о владельцах автомобилей и их коэффициентах содержится в единой базе РСА. Использование системы данных позволяет получать пользователям информацию о КБМ онлайн.
Для уточнения показателей множителя следует выполнить следующие манипуляции:
- Следует выполнить вход на главную страницу сайта РСА, а затем перейти в раздел с информацией о текущем КБМ. При этом пользователю не нужно создавать личный кабинет в системе.
- В пункте КБМ нужно перейти в раздел получения актуальной информации о действующем коэффициенте бонус-малус.
- В открывшемся диалоговом окне пользователю потребуется ввести персональные данные (ФИО, дата рождения, сведения из водительского удостоверения).
- После заполнения краткой формы останется нажать на кнопку «ОК» для получения информации. Сайт автоматически предоставит пользователю информацию о текущем значении коэффициента. Все изменения, внесённые в базу РСА за текущий период действия договора, также отобразятся на главном экране сайта.
Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько человек?
Страховка оформляется на собственника машины или на водителя, при этом существуют отличия в начислении КБМ. Если в договоре прописано страхование без ограничений, то значение коэффициента бонус-малус устанавливается для собственника автомобиля. При оформлении договора с ограничением применяется максимальный из всех указанных множителей.
При добавлении в страховку водителя с минимальным стажем вождения стоимость увеличится. Если по его вине произойдет ДТП, на следующий год стоит оформить страховой договор без указания виновника происшествия. Это позволит установить КБМ без повышающего множителя.
Заключение
Коэффициент бонус-малус, применяемый при формировании цены на договор обязательного страхования, позволяет снизить цену на полис до 50% при безаварийном вождении в течение десяти лет.
Все водители имеют право на получение скидки при составлении заявления в офисе страхового агентства или на сайте онлайн. Чтобы получить заслуженную скидку, необходимо заранее узнать значение КБМ, а также выполнить процедуру восстановления коэффициента в случае его утраты.
Всю информацию по вопросам о начислении КБМ можно получить у представителя агентства в офисе компании, на сайте или в базе РСА.
Источник: https://osago-gosuslugi.ru/kbm/
Как рассчитать коэффициент бонус-малус по ОСАГО самостоятельно?
КБМ — коэффициент “Бонус-Малус”. Это значение используют страховые компании для расчета страховой премии по договору.
Из-за наличия или отсутствия аварий КБМ бывает понижающим или повышающим. Узнаем, как рассчитать КБМ по ОСАГО в 2021 году.
Полис ОСАГО — документ, по которому страховая компания частично возмещает ущерб потерпевшей стороне после аварий, в которой виноват ее клиент. Такие же условия действуют в отношении водителей, вписанных в тот же страховой полис.
Стоимость страхового полиса ОСАГО зависит от следующих показателей:
- возраста водителя;
- стажа вождения;
- показателя безаварийной езды, учитывает страховую историю (КБМ);
- характеристики страхуемого автомобиля (КМ-коэффициент мощности двигателя);
- региона эксплуатации (КТ-территориальный коэффициент);
- коэффициента грубых нарушений (КН);
- от общих условий договора;
- наличия или отсутствия прицепа или ограничений.
: Как рассчитать скидку за безаварийное вождение КБМ
Узнаем, как рассчитать КБМ и скидку по ОСАГО с помощью таблицы.
Таблица и ее правильное применение
Класс автомобилиста | КБМ | Класс и страховые случаи, которые произошли во время действия полиса ОСАГО | ||||
Выплат не было | 1 выплата | 2 | 3 | 4 и более | ||
М | 2,45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,3 | 1 | ||||
1 | 1,55 | 2 | ||||
2 | 1,4 | 3 | 1 | |||
3 | 1 | 4 | 1 | |||
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | ||
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | ||
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | ||
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | ||
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | ||
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 |
- В левом столбце указан класс автомобилиста. Для всех водителей, которые заключают договор ОСАГО впервые, характерен третий класс, класс КБМ будет равен 1.
- Затем определяют, какое количество страховых случаев было во время действия прошлых страховых договоров, в которых водитель был признан виновным. У новичков таких случаев нет, поэтому нужна цифра “0”.
- Столбец, в котором указано количество убытков, необходим, чтобы определить класс на следующий год. Для новичков класс 4.
- Классу четыре соответствует значение КБМ 0,95.
Посмотрим на примерах, как самому рассчитать КБМ по ОСАГО.
Примеры
Рассмотрим два примера. В первом автомобилист ездил год без аварий, во втором у водителя появились аварии. Начнем с первого примера.
Допустим, что на момент заключения страхового договора автомобилисту был присвоен 9 класс КБМ. Т.е. 30% скидки к основному тарифу по страховке. Значит, автомобилист уже пользовался услугами страховой компании, и каждый год получал на 5% скидки больше за безаварийную езду.
Через год тот же водитель занялся оформлением нового страхового договора. Аварий не было. От 9 класса двигаемся по столбцу вниз по таблице, страховой агент смотрит новый класс. Водитель получает класс 10, скидка составляет 35% (значение 0,65).
Рассмотрим другой пример, в котором у того же водителя (класс 9) случилось 3 аварии. От класса 9 двигаемся по таблице вправо, к значению, где указано 3 выплаты. И получаем класс 1, а повышающий коэффициент 1,55. Значит, водителю придется оплатить повышенную стоимость.
Для самостоятельного определения скидки:
- нужно начать расчет со строки, которая содержит третий класс;
- после каждого безаварийного года можно спускаться на строку ниже;
- при каждом годе с авариями нужно переходить на строку, которая соответствует количеству страховых выплат;
- если у автомобилиста не было страховки год, его класс равняется трем;
- если полис открыт (неограниченное количество водителей), коэффициент изменяется только для владельца авто.
По ОСАГО максимальная скидка за безаварийную езду составляет 50%. Это соответствует значениям 0,5 и классу 13. Автомобилист получает самую большую скидку из возможных, если за 10 лет из-за него не проводилось страховых выплат.
Условия применения коэффициента
- Коэффициент обязательно используется при продлении, изменении, оформлении договора ОСАГО на год.
- Чтобы определить, как рассчитать коэффициент Бонус-Малус, выплаты по страховке по одному случаю принимают как одну страховую выплату.
- Всю информацию о прошлых договорах ОСАГО, требующуюся для определения класса автомобилиста, получают из данных о страховании, предоставленных страхователем, или на основании сведений, имеющихся у страховой компании.
- Если предусматривается возможность управления ТС без ограничений, класс автомобилиста определяется на основе сведений о собственнике машины, указанного в полисе, и класса, определенного при заключении предыдущего договора. Класс присваивается собственнику автотранспортного средства, отмеченному в страховке.
Если никакой информации по собственнику машину нет, собственник получит класс 3.
- Если по договору имеются ограничения по управлению (к управлению допущены только лица, отмеченные страхователем в договоре), класс определяется на основе сведений по каждому автомобилисту, отмеченному в договоре. У каждого водителя появляется свой класс.
- Если информация об автомобилистах предоставляется сразу по нескольким договорам, класс определяется на основе общей суммы проводившихся выплат, содержащихся в данных о предыдущих страховых договорах, которые действовали год назад до оформления настоящего договора.
- Для страховых договоров с ограничением страховые тарифы рассчитываются с применением самого высокого КБМ среди водителей, вписанных в страховку.
- Для определения класса принимают во внимание сведения по страховым договорам, действующим не более года со дня заключения нового договора.
Страховые выплаты производятся только тогда, когда пострадавший в аварии, спровоцированной Вами, обращается в страховую за выплатой. Если ущерб незначительный, автомобилисты разбираются на месте, и стоимость полиса не повышается.
Если есть ограничение по количеству водителей, коэффициент определяется на основании сведений по каждому из водителей:
- сотрудники страховой компании определяют КБМ по автомобилисту с наихудшим классом;
- скидка предоставляется человеку, а не транспортному средству;
- коэффициент повышается только у водителя, виновного в ДТП.
Коэффициент не применяют (или равен единице):
- транзитная страховка;
- страхование ТС, зарегистрированного в другом государстве.
Таблица предоставляет теоретическое значение коэффициента. В реальности его значение может быть выше, так как страховщики не всегда вносят КБМ в базу данных РСА, на которую должны опираться все страховые компании.
Делается это для получения большего количества денег. И автомобилист, который плохо разбирается в страховых выплатах, легко попадается и платит больше, чем требуется.
Проверка коэффициента по РСА
Скидка довольно быстро проверяется самостоятельно через базу РСА. Это очень важно, так как страховые компании иногда не вносят коэффициент в базу данных РСА для получения большей прибыли за тот же страховой полис.
Российский Союз Автостраховщиков — некоммерческая корпоративная организация, которая представляет единое общероссийское профессиональное объединение.
Основывается на принципе обязательного членства страховщиков, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев ТС. Статус объединения закрепляется законом. В состав входит 71 страховая компания.
Проверить коэффициент по базе РСА можно на официальном сайте: http://www.autoins.ru/ru/osago/polis.
Понадобятся следующие сведения:
- ФИО;
- дата рождения;
- данные документа, удостоверяющего личность, или ФИО и дата рождения человека, который допущен к управлению автомобилем;
- сведения о водительском удостоверении.
Галочкой подтверждается согласие на обработку персональных данных, проводится проверка.
Если итоговая цифра совпала со значением, рассчитанным Вами теоретически, так и должно быть. Если после проверки значения в РСА вышел неверный результат, КБМ следует восстанавливать.
База РСА предоставляет максимально полную информацию. Можно определить, откуда взялось значение коэффициента, какой номер полиса использовался при расчете.
При заключении договора ОСАГО страховая компания должна использовать сведения АИС о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения КБМ.
По базе можно также проверить обоснованность коэффициента, используемого компанией в отношении указанного в полисе водителя. В системе имеются данные о водителях с начала 2011 года.
Класс автомобилиста в системе РСА изменяют только представители страховой компании. Сотрудники базы не изменяют данные АИС. Любые корректировки вносят сотрудники страховой компании.
С 2014 года компании должны передавать сведения о договорах ОСАГО в базу в течение суток с минуты оформления договора.
Восстановление КБМ в РСА
Для начала нужно выяснить, когда была допущена ошибка в расчете КБМ. В самом полисе коэффициент не указывается, поэтому следует провести перерасчет предыдущих полисов.
Не стоит выбрасывать старые страховые полисы. Они понадобятся для перерасчета верного значения.
Страховые коэффициенты меняются каждый год. Цену страхового полиса нужно сверять каждый год. Если Вы и так делали это постоянно, вероятно, ошибка в предыдущем полисе.
Причины ошибки:
- в базе не исправили сведения, присутствует запись с информацией по старому полису;
- сотрудники допустили ошибку при вводе;
- если компания стала банкротом или была ликвидирована, сотрудники могли не передать информацию о системе РСА.
Восстановить КБМ можно в страховой компании, которая допустила ошибку в расчете. Если факт ошибки подтвердится, изменения внесут за несколько дней.
Если ошиблась предыдущая страховая, нужно обратиться туда. Если она ликвидирована, коэффициент восстановить не получится, так как другие страховые не исправляют ошибки своих коллег.
Если рядовые сотрудники отказываются признавать свои ошибки, обратитесь в головной офис компании, оформите жалобу, направьте ее заказным письмом или лично. Если передаете лично, потребуйте, чтобы на копии жалобы поставили отметку о том, что ее приняли к рассмотрению.
В документе следует подробно расписать обстоятельства, подтверждающие неверное применение коэффициента. Укажите имя сотрудника, время, номер страхового полиса.
Вы имеете право потребовать письменный расчет. Также можно упомянуть, что Вы собираетесь направить жалобу на компанию в органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам. При отсутствии результатов обратитесь в ФСФР.
Другие полезные сведения о коэффициенте
Если один из водителей, вписанный в страховку, изменил водительское удостоверение, необходимо сразу же сообщить об этом в страховую компанию. Это относится к изменению любой другой информации в документах.
Если по каким-то причинам страховая не получает сведений о ДТП, водители начинают хитрить и умалчивают о своих авариях. При расчете неточность сведений сразу обнаружат в базе РСА.
Страховая компания имеет право применить штрафные санкции за предоставление ложной иформации. Штраф составляет 1,5 коэффициента, стоимость страховки будет увеличена.
От санкций автомобилисту не укрыться даже тогда, когда он решит поменять страховщика.
Нюансы:
- КПР не применяют для легковых автотранспортных средств;
- КМ используют только для легковых ТС;
- КП не применяют для авто, которые были зарегистрированы РФ.
Существуют еще и другие особенности. По этой причине всегда быстрее и легче воспользоваться любым из онлайн-калькуляторов расчета стоимости полиса на различных сайтах, если Вы не доверяете сотрудникам своей страховой компании.
Вас заинтересует:
Источник: http://pravo-auto.com/kak-rasschitat-kbm-po-osago/
Примеры расчетов КБМ по ОСАГО
Многим автовладельцам в нашей стране до сих пор неизвестно, что размер оплаты за ОСАГО прямо определяется их водительским опытом и числом дорожно-транспортных происшествий, где водитель принимал участие. Но для расчёта полной стоимости в любом случае используется так называемый КБМ по ОСАГО, то есть коэффициент «бонус-малус».
Статья подробно рассказывает о том, что это такое, как он подсчитывается, когда и почему изменяется и как может пригодиться любому автомобилисту.
Формулы для расчёта КБМ, как в ней расшифровываются все коэффициенты
Если автовладельцу нужно узнать о том, какой у него КБМ на следующий год страховки, прежде всего надлежит принять во внимание следующие нюансы. Максимум коэффициента «бонус-малус» по закону составляет 0,5, а это относится к тринадцатому классу.
Если водитель при поездках обошёлся без аварий, то у него есть возможность приобретения ОСАГО со скидкой в целых 50%. Узнать, были ли ДТП, заметим, совершенно несложно.
Все данные о том, случались ли дорожно-транспортные происшествия по вине абсолютно любого водителя, заносятся в автоматизированную систему, которой занимается РСА (Российский союз по автостраховке).
Эта же база помимо вышеназванного содержит и информацию по всем договорам ОСАГО. Представители РСА также подчёркивают, что не вносят сами каких-либо данных — они заносятся напрямую страховыми фирмами, обязанными это делать.
При случае, если данных о КБМ водителя в указанной базе по каким-то причинам всё-таки нет, надлежит написать претензию страховщикам, с которыми гражданин до этого оформлял ОСАГО.
В наше время фирмы-страховщики применяют следующие термины:
- КБМ шофёра — то есть коэффициенты, высчитываемые отдельно для всякого лица, использующего тот или иной автомобиль.
- КБМ автовладельца — коэффициент, который определяется непосредственно для обладателя транспорта.
- Расчётные КБМ — показатели, необходимые для определения размера премии (они подсчитываются в зависимости от договора ОСАГО).
Класс шофёров и владельцев, заметим, всегда должен просчитываться только единожды за всё время действия годовой страховки. При выплатах по вине застрахованного КБМ делается больше, и увеличивается такой показатель лишь при оформлении нового полиса.
Его стоимость определяется по скидке и не зависит от того, продляется ли полис у нынешней компании или клиент решает обратиться к другим страховщикам.
Итак, для расчёта цены на ОСАГО с принятием во внимание коэффициента бонус-малус используют такую формулу:
Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН х КП
Она расшифровывается так:
- ТБ — «тариф базовый», то есть базовый тариф на полис, изначальная цена.
- КТ — «коэффициент территориальный», т. е. величина территориального коэффициента страховки.
- КВС — «коэффициент стажа водителя», тут всё понятно из самого названия, время и опыт водителя за рулём.
- КО — «ограничивающий коэффициент». А именно тут речь об ограничении на количество водителей машины.
- КМ — «коэффициент на мощность», тоже всё понятно.
- КС — «коэффициент на срок», то есть на тот промежуток времени, который эксплуатировалось транспортное средство.
- КН — «коэффициент на нарушения», т. е. на количество произошедших нарушений.
- КП — это значит срок действия договора.
С учётом понимания и вычисления всех показателей выше и определяется итоговая стоимость для всего страхового полиса.
Расчет КМБ ОСАГО
Сперва может показаться, что лишь страховой специалист может рассчитывать КБМ, но это совсем не так. Чтобы рассмотреть расчёт КБМ получше, изучим его более конкретно на примерах.
Скажем, в первом году страхования клиенту даётся третий класс, тогда КБМ равняется единице и никак не влияет на цену ОСАГО.
Если по вине такого шофёра в течение года не станет происходить каких-либо дорожно-транспортных происшествий, то в наступающем году он уже заслуженно получит четвёртый класс.
А, значит, КБМ станет меньше на пять процентов и станет равен уже 0,95 вместо единицы. Как и отмечалось выше, при безаварийной езде КБМ будет постепенно принижаться, а вместе с ним, разумеется, и стоимость на ОСАГО.
Когда на второй год езды по ОСАГО владелец автотранспортного средства все-таки по своей вине оказывается в ДТП, то класс у него понизится и станет вторым, а КБМ, в свою очередь, повысится на 0.4. В результате при продлении ОСАГО полиса его стоимость для автовладельца окажется больше на 40%.
Справка: большинство автовладельцев такая система стимулирует ездить без аварий, что, собственно, и является её целью.
Что бы ни было, но если есть желание, всегда можно получить наиболее низкую стоимость страховки. То есть даже если когда-то клиент и попадал в аварии, в любом случае он может восстановить свой уровень. В частности, чтобы снова занять третий класс, автолюбителю надлежит в течение следующего года избегать дорожно-транспортных происшествий и все будет отлично.
Посмотрите видео, как рассчитать скидку
При ограниченном ОСАГО
Когда договор ОСАГО предполагает, что число шофёров транспортного средства будет ограниченным, то применяют такие правила:
- КБМ считается с отдельной информацией относительно каждого из шофёров;
- Скидка даётся именно на шофёра, а не на его машину;
- При высчитывании цены полиса КБМ обязательно берётся по шофёру с самым худшим страховым классом (уточнение — в общей базе у всех шофёров есть свой класс);
- Коэффициент повышения для полиса в наступающем году действует лишь к тому шофёру, по вине которого случилось дорожно-транспортное происшествие.
Для наглядности стоит привести пример расчёта КБМ с ограниченным ОСАГО.
Например, по существующему договору ОСАГО автотранспортным средством вправе управлять два шофёра: допустим, это Сидоров, имеющий КБМ в 0.9 (то есть пятый класс) и Фёдоров с КБМ целых 0.75 (относящимся к восьмому классу).
В общих документах будет дана информация о новом КБМ шофёра для Сидорова, составляющим 0.85 (шестой класс), а для Фёдорова — 0.7 (девятый). А что по поводу расчётного КБМ, он подсчитается по шофёру, имеющему худший класс — в нашем варианте это окажется Сидоров, а расчётный КБМ, соответственно, 0.
85. Когда предыдущий полис не предполагал ограниченное число водителей и у по нему не оказалось выплат, то в новом договоре страховщики должны определить шофёру понижающий коэффициент (но также он должен в закончившейся без ограничений страховке являться обладателем машины, с которой страховался).
Можно привести и другой вариант. По предыдущему ОСАГО без ограничений машину водили Иванов (обладатель автотранспортного средства) и Петров. Выплат по страховому полису не проводилось. КБМ владельца равнялся 0.
95, что соответствует четвёртому классу. В следующем году берётся ОСАГО с ограничениями, по нему машиной сможет пользоваться лишь один шофёр — Иванов. К нему также применится КБМ шофёра, составляющий 0.9 (пятый класс).
Расчётный КБМ также окажется 0.9.
С неограниченным осаго
Когда к управлению автотранспортным средством допускается уже неограниченное число водителей, то класс получает только обладатель этого транспорта.
Источник: https://autopravo.club/strakhovanie/osago/kbm/raschet/